11 декабря 2017 г.
Рубрики
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Счётчик - зона ответственности собственника

21 февраля 2017 года

В обращениях, поступающих в редакцию по жилищно-коммунальной тематике, читатели нередко затрагивают вопросы расчета оплаты за коммунальные ресурсы.

Несмотря на то, что для многих из нас индивидуальные приборы учёта электроэнергии и воды уже давно вошли в обиход, ещё не все приняли тот факт, что квартирные счётчики – это зона ответственности исключительно владельца квадратных метров. Все нюансы мы выясняем у эксперта – руководителя Ставропольского городского расчётного центра С. ФОМИНОЙ.

– Светлана Васильевна, начнём с объяснения распространенной ситуации. Человек получает очередную платёжку и видит, что за использованные в минувшем месяце киловатт-часы и кубометры ему вдруг предстоит заплатить по нормативам.

– В очередной раз напомню, что при наличии индивидуальных приборов учёта их показания нужно снимать и передавать для расчётов ежемесячно – строго в отведённые даты. Если же вы не передали данные вовремя, либо приборы учёта, которыми оснащено ваше жилье, вышли из строя (таковыми они считаются, когда истёк межповерочный интервал), то расчёты не будут соответствовать факту реального потребления вашей семьей, например, электроэнергии или воды.
Законодательством для таких случаев предусмотрено, что расход ресурсов при выставлении платежного документа будет определяться на основании среднемесячного потребления за период не менее полугода (хотя если прибор учёта проработал меньше этого срока, то берётся фактический срок его действия, но не менее трёх месяцев). В случае, если потребитель «молчит» более трёх месяцев подряд, ежемесячный расчёт с четвёртого месяца отсутствия показаний приборов учёта основывается на утверждённых в регионе соответствующих нормативах потребления с применением повышающих коэффициентов.
Возвращаться к расчётам на основе реальных показаний счётчиков, безусловно, нужно. Корректировка объёмов потребления коммунальных ресурсов будет произведена на основании показаний прибора учёта в конце того расчётного периода, в котором они сообщены.
Отмечу также, что аналогичный сценарий расчетов «не по факту» ожидает и тех, кто отказал представителям исполнителя коммунальной услуги в допуске в помещение для проверки состояния приборов учёта и достоверности показаний. Отказ обязательно фиксируется в соответствующем акте, а плата за коммунальные услуги рассчитывается также исходя из среднемесячного потребления, но не более трёх расчётных периодов. А далее будут применяться нормативы потребления, «утяжелённые» повышающими коэффициентами.

– Очевидно, что не поданные вовремя показания – вина забывчивого потребителя. А вот по поводу состояния счётчиков и срока их службы много вопросов. Но все они сводятся к главному – кто за этим должен следить?

– Здесь ответ лишь один: собственник помещения. Не нужно забывать, что и на потребителя коммунальных услуг законодательство накладывает ряд обязательств. Они чётко прописаны в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 в последней  редакции от 26.12.2016г.).
Там мы читаем, что потребитель обязан использовать коллективные и индивидуальные приборы учёта утвержденного типа и прошедшие поверку. При этом собственником должны быть обеспечены оснащение счётчиками жилого или нежилого помещения, ввод их в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена. И если говорить, в частности, о поверке счётчиков, то за её проведение он несёт полную ответственность. Более того, потребителю нужно не только её организовать, но также известить исполнителя коммунальной услуги о дате, а впоследствии направить ему копию документа, удостоверяющего результаты поверки индивидуального прибора учёта.
Соответственно, абсолютно напрасно в адрес управляющих компаний, ТСЖ, а то и СГРЦ звучат претензии о том, что собственника якобы должны были предупредить об истекающих сроках эксплуатации счётчиков или даже хранить техдокументацию на его приборы.

– Тогда для лучшего понимания давайте уточним обязанности исполнителя коммунальных услуг по отношению к квартирным приборам учета.

– На этот вопрос нам также ответят упомянутые мной выше Правила предоставления коммунальных услуг. Согласно им, обязанности исполнителей сводятся в том числе к проведению проверки состояния установленных и введённых в эксплуатацию индивидуальных приборов учёта, а также факта их наличия или отсутствия. Кроме того, в их компетенции – контроль достоверности предоставляемых потребителями показаний.

– Ещё одна точка напряжения – применение повышающих коэффициентов. Мы уже уточнили, в каких случаях в расчётах возникают нормативы потребления коммунальных услуг. И отныне они всегда увеличиваются, так?

– Верно. Напомню, с 1 июля 2016 года расчёт платы за электроэнергию, холодное и горячее водоснабжение производится по нормативам потребления, установленным для конкретной категории жилого помещения, с учётом повышающего коэффициента. С этого года он составляет 1,5. В первую очередь это актуально для тех, кто так и не оборудовал свое жильё счётчиками. Но понятно, что та же участь ждёт собственников жилья, в котором приборы неисправны или своевременно не прошли поверку, а также зафиксирован  недопуск специалистов исполнителя коммунальной услуги для проверки состояния приборов и достоверности их показаний.
В Михайловске СГРЦ сейчас работает с одной управляющей компанией – МУП «МУК г. Михайловска». Отрадно говорить, что по всем обслуживаемым ею многоквартирным домам, где наш центр производит расчёт платы, практически все помещения оборудованы индивидуальными приборами учёта. Буквально пара счётчиков холодной воды, по данным на январь, значатся с истекшей датой поверки.

Беседовала Юлия НОВИКОВА

Комментарии (0)